Многие иконы, иконостасы, резное деревянное убранство и другие предметы церковной утвари имеют художественную и историческую ценность. Над тем, как восстановить и сохранить их в надлежащем виде работают художники, реставраторы и ученые всего мира не одно десятилетие. Если речь идет о знаменитых работах иконописного мастерства, которые хранятся в музеях, то ситуация немного проще, там трудятся целые команды художников и реставраторов, знающих свое дело. На просторах нашей страны огромное количество старинных храмов и обителей, хранящих в себе сокровища церковной архитектуры и иконописи. В постсоветский период, реставраторов, было не так уж много. Подготовка именно церковных реставраторов, это отдельный, учебный процесс, интегрирующий в себя наличие таких дисциплин, как литургика, богословие иконы, догматическое богословие. Эти знания помогают проникнуть в понимание церковной жизни и смысла заключенного в иконе, иконостасе и других церковных предметах. Без этого трудно подойти к процессу правильного канонического сохранения Церковной культуры и ее наследия. Реставрация одной иконы может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Необходимо ознакомиться с историей возникновения и создания образа, его исторического пути, местах нахождения, материалах и составах, используемых для создания, в ту эпоху. Часто икона сильно повреждена и требует большого мастерства для восстановления вида, приближенного к оригиналу. Реставрация проходит в специальных мастерских, в определенных условиях, при строгом соблюдении климатических показателей. Важно соблюдение температуры и влажности, систематическое проветривание и обеззараживание помещения. Далее икона помещается в специальный киот со стеклом и датчиком температуры и влажности, а затем возвращается в храм или обитель, из которой была доставлена на реставрацию. Часто с древней чудотворной иконы делается список (точная копия). После доставки иконы на место ее постоянного пребывания, молитвы и поклонения верующих, все заботы, по ее дальнейшему сохранению ложатся на плечи настоятеля или церковного совета. Необходимо поддерживать тот же климатический режим и беречь от повреждений. С определенной периодичностью вызывается группа экспертов для оценки состояния иконы и дается заключение и рекомендация. К сожалению, не так все обстоит с предметами деревянного церковного убранства. Для реставрации иконостаса вызываются мастера непосредственно на место, либо разбираются отдельные элементы и вывозятся. Но после процесса реставрации не всегда есть возможность соблюдать правила хранения и использования, как в случае с иконой. Условия и состояние храма не всегда позволяют соблюдать режим температуры и влажности. Трудно избежать оседания смолы и копоти при использовании свечей и ладана.
Все исторические церковные ценности подлежат учету и контролю. Каждому изделию присваивается паспорт, в котором содержится: инвентарный номер, вес, клеймо (если это утварь), размеры, материал, подробное описание, фотографии. Такая процедура помогает вновь обрести ценность в случае кражи. Один экземпляр хранится в Совете по сохранению Церковных ценностей при Русской Православной Церкви. Кроме того, наличие подобных архивов помогает следить за сохранностью церковных предметов представляющих историческое и культурное наследие.