Техника золочения в православной иконописи и оформлении иконостасов. Рассмотрение техники золочения, ее истории и применения в современной иконописи.

Золото – драгоценный металл, который издревле считался символом богатства и роскоши. В церковной истории золото занимало особое место. Волхвы принесли младенцу Христу в дар золото. При строительстве храмов и их внутреннего обустройства использовались драгоценные металлы и прочие редкие материалы. Золотой цвет является символом Божественной Славы и Величия. Золото во все времена использовалось как декоративный элемент украшения храмов и храмового убранства. Золотят, купала и кресты, иконостасы, жертвенники и престолы, и конечно иконы. Процесс наложения золота на поверхности из древесины, гипса, металла, камня и прочих материалов имеет свою технологию и секреты, передающиеся из века в век. Сусальное золото это тончайшие листки золота, уложенные в специальные книжки. Использование золотых книжек начитывает более1500 лет. В русской иконописи золочение используется примерно с IХ в. Уровень мастерства золочения был настолько высок, что иконы сохранились до наших дней без особой реставрации. Техника нанесения сусального золота, конечно, совершенствовалась с течением времени. В иконописи используется золочение фона, золочение нимба, золочение элементов одеяний (золотопробельное письмо). Золотопробельное используется при штрихах из сусального золота на крыльях ангелов, складках одежды, перьях. Такой штрих называется Ассист. Он готовится из сока чеснока путем доведения его под воздействием температуры до густой массы, которая впоследствии наносится тонкой кистью на необходимые элементы. Затем наносятся листки золота на пробел покрытый ассистом. Золото пристает на границах ассиста, а с промежутков удаляется кистью. На сегодняшний день можно выделить два основных метода золочения: нанесение золота на полимент, нанесение золота на мордан. Нанесение золота на полимент было самым распространенным способом. О нем упоминается еще в ХVII в. Это самый трудоемкий метод на всех его этапах. Данная техника доступна только высококвалифицированным мастерам при реставрации предметов интерьера, картин и иконописи. Изначально поверхность тщательно подготавливают, шлифуют, полируют, удаляют мелкие дефекты и шероховатости, а также пыль. Специальной кистью наносится столярный клей, чтобы затем нанести левкас. Левкас наносят разными кистями в несколько слоев, тщательно просушивая каждый слой. Затем поверхность шлифуется, полируется и наносится полимент. Для этого используется кисть с натуральным ворсом – беличья или колонковая. Полимент это основа непосредственно под позолоту. Древний рецепт содержит технологию приготовления полимента путем смешивания натурального земляного пигмента с примесью глины и известняка с небольшим количеством меда и нанесением листиков золота. Листики золота достают из книжки наносят на специальную подушку, где режутся специальным золотарным ножом на части нужного размера и выкладываются кистью на поверхность, а затем полируются. Эта техника позволяет достичь наибольшего художественного эффекта. Поверхность выглядит глянцевой и блестит как литое золото.

Следующий распространенный способ золочения – нанесение золота на мордан. В технологии применяются материалы с растительными маслами, а само золото наносится на специальный лак, имеющий в своем состав масляные компоненты. Нанесение золота на мордан менее технологичный метод, и более доступный, кроме того, покрытая таким способом поверхность наиболее устойчива к перепадам температуры и влаги. Такое масляное нанесение золота используется при работе с металлом, гипсом древесиной и камнем. На подготовительном этапе очищают поверхность, затем наносят грунт, приготовленный на натуральной олифе, что дает хороший антикоррозийный эффект. Затем поочередно наносят несколько слоев шпатлевки, тщательно просушивая каждый слой, шлифуют и покрывают масляным лаком – морданом. Если речь идет о больших поверхностях, то золото наносят непосредственно из книжки, если это отдельные элементы, то сначала золото кладут на специальную подушку, режут ножом и кистью наносят на поверхность. Такой способ золочения обеспечивает эффект бархата и матовости.

Существует технология золочения твореным золотом. Эта техника золочения широко используется при росписи, реставрации мелкого рисунка, иконописи. Техника схожа с золочением на полименте, но в данном случае используется раствор на желатиновом клее. После полиментирования на поверхность наносят бронзовую пудру, а после высыхания наносят золотую пудру с гуммиарабиком. Этот способ помогает достичь нежности и мягкости поверхности. Какой бы метод золочения не был выбран, он требует высокого профессионализма и мастерства. От квалификации мастера будет зависеть эстетический вид изделия, а также его долговечность.