Восстановление и реставрация старинных иконостасов: Обзор методов и процессов, используемых при реставрации старинных иконостасов

На примере деревянного иконостаса можно проследить становление и развитие Православной культуры на Руси. Большое количество памятников деревянного резного зодчества было безвозвратно утрачено. Деревянные храмы вместе с иконостасами и прочим убранством время не пощадило. В период советского безбожия многие храмы вместе с содержимым были разрушены, сожжены или разграблены. В зданиях храмов устраивались зернохранилища, склады, конюшни. Это страшное время осталось в прошлом, практически все было возвращено Русской Православной Церкви, и тогда перед реставраторами встал вопрос непросто реставрации многих религиозных ценностей, а воскрешение и восстановление буквально по крупицам, церковных памятников.

Деревянные резные иконостасы постигла непростая участь. Прежде чем приступить к реставрации иконостаса необходимо тщательное исследование объекта, поиск всей имеющееся проектной документации, исторический анализ материалов используемых в данном проекте. При наличие большого количества современных материалов и технологий, это далеко не всегда помогает реставраторам, более того при неумелом и поверхностном подходе может навредить, а то и безвозвратно утратить историческую ценность иконостаса. Материалы, которые подходят для создания новых иконостасов, далеко не всегда подходят для реставрации. Можно сказать, что до сих пор не выработана единая схема восстановления старинных иконостасов, многие памятники церковной культуры продолжают исчезать. При восстановлении древних иконостасов следует учитывать особенности архитектурного стиля и традиций изготовления иконостасов, присущих конкретному региону. Реставрируемый объект следует буквально разобрать на отдельные элементы, изучить химический состав древесины, лаков и эмалей. Затем необходимо оценить степень разрушения самой древесины. Зачастую приходится воссоздавать весь иконостас, имея в наличии малую часть первоначального вида.

В процессе реставрации сформировался ряд негласных правил:

1) стремление сохранить как можно больше подлинных элементов

2) сохранять следы реставрации, сделанной ранее

3) воссоздавать утраченные элементы только при наличии достаточной достоверной информации

4) избегать улучшений и доработок проекта или внешнего вида

5) стремление сделать реставрацию как можно менее заметной

6) сохранение всей информации об объекте церковного наследия.

Особую сложность составляет демонтаж иконостаса, если того требует процесс реставрации. Важно не нанести еще больший вред. Бережно отделяется каркас от всех резных и декоративных элементов. Реставрация каждого элемента производится отдельно, производится замена поврежденных участков новой древесиной, путем идеального подгона волокон и текстуры. Особую сложность составляет подбор подготовка и обработка древесины, так как многие техники обработки и консервации древесины наших зодчих были утрачены. Резные элементы восстанавливаются не просто по технологии схожей с подлинником, но и с учетом почерка мастера. В помощь современным реставраторам пришли пантографы и скульптурно – фрезерные станки. За счет большого количества оборотов получается четко рельефная чистая резьба.

В современной реставрации стало широко использоваться 3D-сканирование. Этот метод позволяет разложить иконостас на мельчайшие фрагменты и виртуально воссоздать утраченные элементы. 3D версию можно хранить для последующих реставраций. Современные технологии значительно сокращают время и более точно позволяют воссоздать подлинность. На воссоздание старинного деревянного резного иконостаса уходит много времени сил и знаний. Этот процесс может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Очень важно сохранить как можно больше исторических памятников церковного культурного наследия для нас самих и наших потомков. Без знания и понимания памятников церковной истории, невозможно понимание истории Росси в целом, а также будущего Великого Русского народа.