Иконостас – в переводе с греческого (иконостасион),( εἰκών — образ, изображение, и στάσις — место стояния)). Это перегородка, отделяющая алтарную часть, где совершается Таинство Евхаристии, от остальной части храма, где собираются верующие. Древний Иконостас выглядит, как своего рода преграда из колонн, соединяющихся аркой, на которых располагаются иконы, изображающие лики Спасителя, Богородицы, святых, пророков, а также евангельские сюжеты, отражающие историю попечения Бога о человеке. Иконы крепятся на деревянных перекладинах и служат основанием для верхнего ряда и перекрытием для нижнего. Перекладины закрываются снаружи карнизом, а расстояние между иконами полуколоннами. В современном иконостасе можно насчитать от трех до пяти ярусов. Рассматривать иконостас следует от верхних ярусов к нижним, так можно проследить историческую последовательность Священного писания. Изучая церковную историю, важно сказать, что в первые века христианства иконостасов как таковых не было. Историки говорят, изначально алтарь от остальной части храма отделяли завесой из ткани. Завеса представляла собой грань между мирами земным и небесным, видимым и невидимым. Апостол Павел в своих посланиях ссылается на то, что эта завеса символизирует плоть Иисуса Христа. Епископ Евсевий Кесарийский указывает, что в городе Тир (260-340гг) в храме алтарную часть от остальной части храма отделяла резная перегородка. Она не была высокой и не закрывала алтарь полностью. Такие перегородки выглядели, как парапет и были изготовлены из камня, металла или дерева. Наверху ставился крест, который позднее был заменен иконой Христа. Иногда иконостас ставился в виде колонн, на которых изображался Христос и Богородица. В житии Василия Великого есть интересный момент. Однажды во время литургии Василий Великий заметил, как диакон, стоящий у престола, засмотрелся на женщину из прихожан. Он, конечно, был строго наказан, но с той поры Святитель приказал отделить алтарную часть от остальной части храма завесой, чтобы во время Таинства никто не дерзнул нарушить Святая Святых. Прежде, чем иконостас стал таким, каким мы привыкли его видеть, он прошел определенные ступени эволюции. С развитием богословия как христианской науки, символика иконостаса углубилась. Иконостас не только разделяет мир небесный и земной, но и соединяет их. Он несет на себе, по средствам изображенных на нем Евангельских событий глубокий догматический контекст, являет собой мост ко спасению и Царствию Небесному, через жертву Иисуса Христа. Иконостас развивается как по вертикали, так и по горизонтали. В центре появляется икона, называемая – Деисус, где изображается Иисус Христос с предстоящими, (Богородицей и Иоанном Предтечей). Далее по обе стороны размещаются иконы праздников. Во времена правления императора Юстиниана в Константинополе при строительстве храма размещаются рельефные изображения Христа, Богородицы, апостолов и пророков. По окончании эпохи иконоборчества Деисусный ряд дополняется еще большим количеством икон. Изначально иконы были оплечными, затем позднее поясными. История развития иконостаса прослеживается в храмах Крита и Кипра. Там постепенно количество икон на иконостасе увеличивается. В храмах уже прослеживается первый чин, деисусный и праздничные ряды. Трехъярусный иконостас полностью закрывает алтарь и в некоторой степени напоминает русский иконостас. Греческий темплон в русском варианте стал «тяблом». На тябле крепили завесу. С приходом из Византии на Русь православия, пришли и первые иконостасы. Были привнесены: форма иконостасов, внутреннее устройство и основы резьбы. Сохранились фрагменты фресок на стенах древних храмов, позади современных иконостасов. (Храм свт. Николая чудотворца на Липне, недалеко от Новгорода, построенного в 1272 г.). Но архитектура иконостаса на Руси достаточно быстро эволюционировала и превзошла свой первоисточник. Примерно в XIII-XIVв. в середине нижнего ряда появились Царские врата с изображением Благовещения. Русская культура не была подвержена эллинистическому влиянию, что сыграло свою роль в формировании и толковании священных изображений на иконостасе. Андрей Рублев и Даниил Черный явились создателями первого многоярусного иконостаса для Успенского собора во Владимире, а также Троицкого сбора Троице – Сергиева монастыря. Многоярусный, иконостас отличает наличие горизонтальных балок или тяблов, которые украшались резьбой и письмом. Самый высокий иконостас семи - ярусный был создан в XVII веке и находится в Успенском соборе в Рязани. Но самым распространенным считается пятиярусный иконостас. Высота иконостаса зачастую была обусловлена размерами храма. Самый верхний ряд называется праотеческим, на нем изображаются праотцы от Адама до Моисея, в центре располагается «Ветхозаветная Троица». Следующий сверху ряд изображает пророков, возвестившим пришествие на землю Спасителя через Богородицу. Соответственно в центре располагается икона Божией Матери «Знамение». Следующий ряд, сохранившийся от истоков Деисусный. В центре изображается Судия Мира « Спас в силах». Во времена служения патриарха Никона появляется Деисус с изображением двенадцати апостолов. Следующий, четвертый ряд являет собой изображение Господских и Богородичных праздников. Они раскрывают события Евангельского повествования. Наконец самый нижний пятый ряд это «местный ряд» с изображением Спасителя, Богородицы и Святых. В XVI веке формируется традиция писать ростовые иконы на пророческом ряду, однако, Деисусный так же остается поясным. Архитектура современного иконостаса дает широкое поле для работы художников, архитекторов и резчиков. На помощь приходят современные технологии и материалы. Однако классическим материалом для изготовления иконостаса остается дерево, а мастерски исполненная ручная резьба, является высокохудожественным дополнением к украшению иконостаса.