Иконостасы в православной традиции


Иконостасы в православной традиции

В русской православной церкви иконостас занимает значительное место как по важности — воплощает собой представление христиан о небесной и земной иерархии, так и буквально — по площади. Он полностью скрывает алтарь.
Если бы мы могли заглянуть в прошлое, то храмовый интерьер поразил бы нас своим великолепием, звучностью красок и мерцанием позолоты. Там царила особая атмосфера, которая создавалась и поддерживалась веками. Она читалась в художественной форме храма, в совершенствовании церковной практики. Все базировалось на едином церковном каноне. Именно он располагался в основе религиозно-художественной системы, целого космоса, где все элементы восходили к общим символам, подчиненным друг другу иерархически.
Такой же вселенной можно назвать и церковный иконостас, в котором отразились многие смысловые доминанты русской культуры. Далеко не сразу он стал занимать главное место в храме. Ранее алтарь не закрывался, и византийцы молились на образы, находящиеся в алтаре. Сейчас же все значимые лики переместились на иконостасные доски.
Иконостас представляет собой стенку или перегородку из расположенных ярусами икон, на которых изображена история попечения Бога о человеке. Слово берет свое начало в греческом языке и означает «образ, изображение».

Иконостасы в православной традиции

Появление иконостаса в похожем на современный виде можно отнести к первым векам христианства. Тогда он имел вид невысокой решетчатой преграды. В таком виде иконостас сохранился в подземных храмах катакомб, где первые христиане совершали богослужения, скрываясь от гонений язычников.

Первоначально его назначением было ограждение служителей от давления толпы во время богослужения. Подтверждение этому можно найти в трудах Г. Филимонова. Он приводит слова Евсевия Памфила, описывающего храм в Тире, воздвигнутый в первой четверти IV столетия. Он говорит, что святилище было окутано сетями из дерева, украшенными тончайшей и искуснейшей работой, которая приводила в изумление зрителя.

Чтобы совершающееся в алтаре действо было доступно молящимся, алтарный помост возвышался на несколько ступеней над полом прочей части храма. Этот обычай, пришедший к нам из Византии, сохраняется и в современном зодчестве церквей. Возвышение называется алтарной солеей. В то же время сетчатые перегородки закрывались завесами, скрывающими алтарь, когда это было необходимо во время богослужения.

На Руси иконостас развивался в двух направлениях — по горизонтали и вертикали. Начиная с XV–XVI века он стал расти в высоту, сверху к праздничным иконам стали добавлять еще несколько рядов. Так сформировался привычный нам многоярусный иконостас.

Византия

Алтарная преграда недолго представляла собой деревянное заграждение. Она начала усложнятся очень рано. В Византии на ней стали размещаться иконы месячные, святцы и праздничные иконы. Под архитравом, а несколько позже и на нем, над Царскими Вратами, размещалась икона Спасителя. Со временем появилась трехчастная икона Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи — так называемый Деисус. Она, по многим исследованиям, была принесена на Русь из Византии и стала тем ядром, из которого развился русский православный иконостас.

Создавался он путем прибавления к этой иконе других и нарастания отдельных ярусов. К XIII–XIV вв. на Руси уже существовали многоярусные иконостасы. Много позже появились они и в других православных странах.

Стили иконостасов и изменения в греческой иконописи

В определенном смысле алтарная преграда дублирует храмовые росписи, но представляет образ мира иначе, в концентрированном виде, обращая внимание молящихся на грядущее Пришествие Иисуса Христа. Если рассматривать эту часть убранства храмов других православных стран в разные временные периоды, можно увидеть как схожие черты с русским православным иконостасом, так и определенные различия:

  • Поствизантийские иконостасы в основном деревянные, мраморные встречаются редко.
  • Количество ярусов — не более двух. Расстояние между иконами довольно большое. Несмотря на малое число ярусов, сверху появляется резная панель, которая делает все сооружение выше. Венчает иконостас крест. Уже есть диаконские двустворчатые двери, прообраз Царских Врат.
  • Иконостасы Кипра в основном трехрядные. Они включают местный ряд, праздничный и деисусный. Кое-где встречается и четвертый ряд, пророческий.

Со временем резьба становится объемной, появляются декоративные колонны. Что касается алтарной преграды бывшей Византии и ее колоний, ее структура не изменяется до 18 века.

Иконопись также претерпевает изменения. Среди техник в 16 веке преобладает движок — быстрые и короткие светоносные удары кистью наносятся в наиболее светлых местах иконы. Мазки представляют собой белильные блики, которые кладутся поверх вохрения. Это делается с целью моделирования выпуклых или освещенных участков. В 17 веке под влиянием исламской культуры на Крите меняется и стиль иконописи. Иконы становятся более плоскостными. Храмы расписываются фресками.

Критские художники 17 века — в основном священники. Этим во многом обуславливается стиль письма: язык икон становится более строгим, прослеживается интерес к немецким и фламандским гравюрам, воплощающийся в повествовательных сюжетах и остром характерном рисунке.

Иконопись 18 века в большей мере связана с Афоном. Он становится хранителем традиций, но и сюда проникаются внешние влияния. Появляются правила построения фигур, соблюдаются пропорции. Среди основоположников иконописи 18 века можно назвать Ерминию Дионисия. Иконописные сюжеты воспроизводятся детально, но зачастую дополняются апокрифичными акцентами. Появляются правила росписи стен и расположения икон в храме.

К 19 веку греческая иконопись становится живоподобной. Традиционный стиль написания икон кое-где сохраняется, но во многом на иконопись того времени значительное влияние оказывает русская живописная традиция.

К концу 19-началу 20 века иконы упрощаются, сюжетные линии меркнут, но живописные варианты все еще встречаются. 60-гг 20 века знаменуются возвратом к традиционной иконописи, иконы все больше упрощены по сюжету и цвету.

Современная греческая роспись выполняется маслом и акрилом. Готовые холсты с иконами крепятся на станы храмов.

Основные части православного иконостаса

Согласно традиции, допустимо наличие трех или пяти ярусов иконостаса. Начинать рассматривать историю попечения Бога о человеке следует с верхнего яруса:
  • Верхний, пятый ярус, содержит икону Святой Троицы и изображения ликов ветхозаветных праведников и праотцов (Авраама, Иакова, Исаака и других).
  • Четвертый включает икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. На первой изображена сидящая Богородица с молитвенно сложенными руками. На ее груди, на фоне круглого щита, мы видим благословляющего Божественного Младенца. Это изображение Богородицы считается одним из первых ее иконописных образов.
  • Третий ярус содержит икону 12 главных после Пасхи двунадесятых праздников: шести Господских (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. Все они связаны с историей Церкви и Евангельской историей.
  • На втором ярусе можно увидеть иконы Деисуса. Слово «деисус» (δέησις) означает «моление», в данном случае молитвенное предстояние Божией Матери и Иоанна Предтечи Спасителю. Композиция состоит из трех икон. В центре изображен Иисус Христос, по правую руку от Спасителя мы видим фигуру обращенной к нему Богородицы, а по левую руку — фигуру Иоанна Крестителя.
  • Первый нижний ярус разделен на две половины Царскими Вратами. Справа расположены иконы Иисуса Христа и икона того святого или праздника, которым посвящен храм. Над Царскими Вратами размещается икона Тайной Вечери. Слева — икона Богородицы с Младенцем.

Наверху иконостаса непременно располагается крест как символ Божественной любви к падшему миру.

Иконостасы, ставшие культурным наследием

Каждая Литургия в православном храме является отражением Литургии Небесной, то есть той, что совершается самим Господом. Считается, что службу вместе со священнослужителями и прихожанами совершают все святые. Для этого их образы располагаются в храме. Основная идея Литургии — общее служение церкви земной и Небесной. Земная стоит перед алтарем, Небесная располагается за ним — в вечности. Иконостас символически разделяет земную и Небесную Литургии.

Литургия включает великое таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верующих.

Так же как за алтарной перегородкой совершается чудо претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, так и иконостас в церковной традиции является вратами, соединяющими видимый и невидимый миры.

В основе символики храма искупительная жертва Христа и ее конечная цель — грядущее преображение человека, в чем и лежит основная суть христианства. Храм являет собой образ будущего обновленного мира.

Православное церковно-художественное творчество по праву считается богатейшим пластом русской культуры. Мы назовем некоторые иконостасы, которые входят в культурное наследие нашей страны:
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля — летописи указывают временем создания икон второго и третьего ярусов стык 14–15 веков. Это один из самых древних иконостасов, сохранившихся до нашего времени. Среди иконописцев значатся Андрей Рублев и Феофан Грек.
  • Алтарная преграда Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, г. Сергиев Посад. Создана в 15 веке, имеет пять ярусов и ни единой перемычки между иконами. Иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов принадлежат кисти Андрея Рублева и мастеров его артели. Самая известная икона этой алтарной преграды — «Троица».
  • Фарфоровый иконостас церкви Илии Пророка, с. Ильинское, Московская область. Храм возведен в 17 веке, а алтарную преграду для него создали в 2005 году мастера из Палеха.
  • Иконостас церкви Троицы Живоначальной, Останкино, Москва. В храме, который является памятником старорусского культового зодчества, расположена алтарная преграда, где сохранились лишь первоначальные Царские Врата и нижний ряд. Остальная часть иконостаса восстановлена.

Проблемы сохранения и реставрации старинных иконостасов

Говоря об алтарных преградах, входящих в историческое наследие нашей страны, к сожалению, нельзя не отметить небольшую сохранность первоначальных иконостасов. Одной из причин, повлиявших на это, можно назвать гонения на православную церковь в 20 веке. Несмотря на это, русская иконописная традиция не исчезла, а интерес, возникший к ней к 80-гг 20 века, позволяет надеяться на то, что в дальнейшем она будет только возрождаться.

Сейчас иконопись можно назвать одним из динамично развивающихся видов искусства. Иконописцы создают новые храмовые ансамбли, интегрируют в них сохранившиеся старинные иконы, создают новые иконографии для вновь прославляемых святых и ранее не отражавшихся праздников.

Команда «Ноев Ковчег» создает традиционные деревянные резные иконостасы с точным соблюдением церковных канонов. Алтарные преграды украшают храмы в разных уголках нашей страны и даже за рубежом. Примеры работ можно посмотреть здесь

Литургическое значение