Жертвенники в православной традиции

Жертвенник в православном храме
Для подготовки к таинству причастия в алтаре православного храма обязательно ставят престол и жертвенник. Для непосвященных мирян – это просто два квадратных или прямоугольных стола. Но при подготовке к литургии мебель и утварь становятся символами разных этапов библейской истории. В качестве жертвенника разрешено взять обычный пластиковый или деревянный стол из мебельного магазина. Но церковное убранство для подготовки к Евхаристии чаще делают из ценных пород дерева или иных дорогих материалов на заказ, богато украшают, повторяя в оформлении элементы декора святого престола, тоже находящегося в алтаре. Резной деревянный жертвенник с элементами ручной работы и позолотой показывает стремление прихожан и священнослужителей выразить свою веру и любовь к Господу. Доверять изготовление церковной мебели следует мастерам, хорошо знающим каноны православной церкви, требования к убранству храмов.
Жертва как символ связи с богом в других религиях
Не только христиане с ветхозаветных времен приносили Богу самое ценное, выражая бескорыстным даром любовь и готовность к беззаветному служению. Аналоги жертвенных алтарей есть во многих других религиях – монотеистических и политеистических:
  • иудаизме;
  • исламе;
  • буддизме;
  • индуизме;
  • зороастризме.
История жертвенника в православном храме
Жертвенник упомянут в истории об Аврааме и сыне его Исааке. Специальные места для принесения Господу даров организовывали еще в эпоху ветхозаветных пророков. С тех пор жертвенники изменились не только внешне, но и символически. В православном храме у стола для подготовки святых даров появилось строго отведенное место в алтаре. Неизменным осталось одно – значение жертвенника как символа связи Бога и верующего человека, готового отказаться от самого ценного ради веры и соблюдения заповедей Господних.
Упоминания в Ветхом Завете
О жертвах, приносимых Богу людьми, неоднократно упоминает Ветхий Завет. Создателем первого жертвенника называют Ноя. Он сложил его и возблагодарил Господа за спасение от великого потопа. А одним из первых упоминаний о жертвах как таковых считается история Каина и Авеля.
Чтобы возблагодарить Бога за милости и дары, искупить грех – персональный или общины, а также в честь важнейших церковных праздников, ветхозаветные христиане приносили в жертву чистых непорочных животных – козлов, баранов, птиц. Бедные верующие подносили Богу не животное, а хлеб, плоды и вино.
  • Кровью животных и птиц окропляли стол и так называемые рога жертвенника.
  • Часть принесенного сжигалась на костре и считалась отданной Господу.
  • Остальное отдавали священникам и бедным прихожанам.
В древние времена жертва считалась главным доказательством преданности человека Богу, признанием готовности верно служить ему и выполнять все заветы в точности. Господу приносили лучших овец из лично выращенного стада, являвшегося порой главным богатством или единственным имуществом верующего.
В Ветхом Завете упоминаются глиняные и каменные жертвенники, что-то среднее между огромными столами и открытыми очагами. Их возводили под открытым небом, чтобы дым от курящегося мяса, зерна или вина поднимался к облакам. Позже единственным истинным жертвенником стал считаться установленный в храме Израиля. Остальные стали называть пережитком язычества, обреченным на скорое разрушение.
Однако оставшиеся места совершения жертвоприношений сохраняли сакральное значение.
  • Столы и очаги, где пролилась кровь животного, принесенного Богу, становились своеобразными памятными знаками. Они свидетельствовали о событиях, в честь которых приносили жертву: чудесных спасениях, победах над недругами, дарованных Господом.
  • Места жертвоприношений использовали и для просьб о защите и божественной милости. Преступник, во время погони добравшийся до жертвенника и успевший схватиться за окропленные кровью рога, считался находящимся в убежище, под защитой Бога. Если вина заключалась не в предумышленном убийстве, требующие возмездия не могли преследовать преступившего закон дальше.
В храме Израиля было три основных жертвенника:
  • Первый являлся местом, где проливалась кровь животных или птиц, – агнцев или голубей.
  • На втором постоянно курились благовония, символизирующие народные молитвы, непрерывно поднимающиеся к небу.
  • Третьим был стол для приношения в храм жертвенных плодов и хлебов.
По описаниям, главный жертвенник в храме Израиля был вырезан из священного дерева ситтим и отделан медью. Это роднит его с современными жертвенниками в православных храмах. Для создания предмета убранства мастера чаще используют натуральную древесину: липу, дуб, иные долговечные породы. Украшают столы для святых даров резными узорами, окрашиванием, золочением.
Жертвенник – символ божественной любви: упоминания в Новом завете
В Новом завете отношение к жертвам меняется. Сын Божий приносит себя в жертву ради спасения и искупления грехов человечества. Самопожертвование Христа делает ненужным очистительное убийство животных, кровью которых христианин надеется смыть скверну греха. Нет больше нужды и в сжигании хлебов и вина. После распятия Христа люди доказывают верность Господу соблюдением святых заповедей, а не принесением в храм непорочных животных.
О величайшей жертве Бога, принесенной из любви и сострадания к людям, верующим христианам напоминает таинство Евхаристии, или святого причастия. Регулярно причащаться в храме – одна из главных обязанностей христианина. Без исповеди и причастия нельзя считаться истинным слугой божьим.
Вместо крови непорочных животных в православных храмах в память о самопожертвовании Христа для причастия готовят просфоры и вино, символизирующие тело и кровь сына Божия. Для проскомидии – подготовки святых даров к таинству Евхаристии – священник использует освященный жертвенник и специальную утварь.
Рядом с освященным жертвенником часто ставят дополнительный стол для поданных записок о здравии и упокоении.
Жертвенник в православном храме сегодня
В современных православных храмах жертвенниками называют небольшие деревянные или отделанные металлом столы. Они могут быть квадратными и прямоугольными, угловыми или украшенными резьбой со всех сторон. Канон не предъявляет строгих требований к размерам жертвенника. Но обычно его выполняют с таким же убранством, что и святой престол, делают идентичной высоты и ширины или немного уже.
Ветхозаветные христиане ставили столы для убоя непорочных животных в любом месте – дома, в храме, под открытым небом. Жертву приносили священники, а также главы семейств, решившие поблагодарить Бога за благодеяния, попросить об искуплении грехов, о сострадании или милости.
У жертвенника в православном храме в наши дни есть строго отведенное место. Стол для подготовки святых даров к таинству Евхаристии всегда ставят в алтаре, куда нет доступа мирянам. Обычно стол для проскомидии располагается в северо-восточной части алтаря. Когда царские врата открыты, верующие видят жертвенник в левом углу алтаря.
Выглядит он как резной деревянный стол с установленным распятием и всегда зажженной лампадой. Над поверхностью вешают икону Рождества Христова или Иисуса в терновом венце. Они символизируют рождение и муки сына Божия, принявшего добровольную жертву за грехи человечества. Иконы размещают на стене над жертвенником. Иногда заднюю стенку стола делают высокой и дополняют киотом с подходящим святым образом.
На столешнице жертвенника священник готовит святые дары к Евхаристии. Подготовка совершается перед распятием с зажженной лампадой.
Символизм жертвенника в православном храме
Место для проскомидии не всегда располагалось в алтаре. У древних христиан, уже отказавшихся от использования крови непорочных животных в богослужениях, роль жертвенника играл небольшой стол, установленный в помещении рядом с алтарем. На нем верующие, готовые сделать приношение Церкви, оставляли хлеб, вино, елей. Священники брали их и готовили в алтаре к таинству Святого причастия.
Сегодня у мирян нет доступа к жертвеннику и иным элементам алтаря. Прикасаться к освященному убранству имеет право только священник или диакон. Перед проскомидией стол для подготовки святых даров обязательно освящают, окропляя святой водой с молитвой.
Жертвенник в православном храме сегодня – не просто предмет церковной мебели. Он символизирует основные вехи пути Господа:
  • Ясли – место рождения сына Божия.
  • Голгофу – символ смерти во искупление грехов человечества.
  • Небесный престол – где правит Агнец, вознесшийся после воскрешения.
Резные деревянные столы для проскомидии украшают богатым убранством, символизирующим их роль для верующих христиан.
Жертвенники могут быть дополнены внутренними полками и ящиками, иногда используемыми для хранения церковной утвари:
  • кувшинов и лоханей для омовения рук;
  • разливных ковшей;
  • подносов для запивок;
  • елейниц;
  • венчальных тарелок.
Для удобства хранения священных сосудов жертвенники оснащают одной или несколькими широкими полками, выдвижными ящиками. Полки спрятаны за дверцей с резьбой, повторяющей узор на глухих стенках предмета. Скрытые отделения помогают поддерживать порядок в алтаре. Для защиты священных сосудов от постороннего доступа можно заказать жертвенники с ящиками и дверцами, запирающимися на ключ, или с магнитными защелками.
Изготовление жертвенников для православных храмов
Мастерская «Ноев Ковчег» изготавливает на заказ жертвенники и иное резное убранство для православных храмов. Строго соблюдаем каноны и правила, распространяющиеся на оформление интерьера церкви.
Перед заказом жертвенника оцените:
  • Форму северо-восточной стены алтаря. Стол для подготовки святых даров к причастию придвигают к стене одной стороной или задвигают в угол. В зависимости от выбранного расположения жертвенник может иметь две или три стенки с резным узором, одну или две – глухие и гладкие. От места установки зависит и сторона открывания дверцы.
  • Размеры и исполнение престола. Традиционно в православных храмах престол и жертвенник выполняют в едином стиле, украшают похожими узорами, делают идентичными по высоте. По индивидуальному заказу изготовим стол для подготовки святых даров, повторяющий оформление установленного престола. Вы также можете заказать у нас готовый комплект алтарного убранства, выполненный в едином стиле.
В каталоге представлен большой выбор узких и широких, угловых и пристенных, квадратных и прямоугольных жертвенников. Используем для изготовления церковной утвари прочные и долговечные материалы:
  • натуральную древесину – дуб, липу, ольху;
  • плиты МДФ, отделанные натуральным шпоном.
Деревянные изделия декорируем:
  • резными узорами – растительными, абстрактными, греческими и иными крестами, большую часть резьбы выполняем с нуля или доводим до совершенства вручную;
  • морилкой и лаком – делают природный оттенок дерева более выраженным и насыщенным, придают поверхности приятный блеск;
  • эмалью – предлагаем заказать белоснежные окрашенные жертвенники;
  • позолотой – золото в православном храме выражает торжество веры и любовь к Господу.
Не нашли модель, соответствующую убранству церкви? Подбираете утварь, похожую на уже стоящую в храме? Позвоните в мастерскую «Ноев Ковчег» или закажите обратный звонок. Менеджер по продажам предложит доступные модели из каталога или примет индивидуальный заказ. Сроки исполнения и цену рассчитываем после согласования размеров и дизайна. В среднем изготовление резного жертвенника высотой до метра занимает от 4 недель. Готовое изделие аккуратно упакуем и отправим в любой регион России транспортной компанией, выбранной заказчиком. До терминала ТК доставляем утварь бесплатно.